Можно ли перевоспитать взрослого человека? Бытует мнение, что нет. Но помочь ему изменить жизненные установки, нравственные ориентиры вполне возможно. Для этого, прежде всего, необходимо желание самого человека, однако этого недостаточно. В исправительном учреждении важно создать условия, в которых бывший преступник поймёт, что у него есть шанс вернуться в общество нормальным человеком, что он должен стремиться изменить своё отношение к себе, к жизни и к людям, и самое главное, что его поддержат в этом и ему обязательно помогут. Поэтому важным звеном воспитательного процесса является развитие у него творческого начала, формирование позитивного мировосприятия, стимулирование всего положительного, что у него есть. («Преступление и наказание» №10-2003г.)

В этой газете мы собрали размышления о творчестве в колонии. Мысль создания творческого коллектива появилась почти сразу после открытия школы. Наш коллектив разрастется, в этом году ему исполнилось 2 года. Не смотря на столь короткий период существования, учащимся школы удалось создать оригинальное направление воспитательного творчества, цель которого – научиться быть внимательными, думающими, благородными и требовательными исполнителями и слушателями, интересно и познавательно проводить время, развивать эстетические вкусы, расширять позитивное миропонимание.

Какие возможности открывает «Путёвка в жизнь»? Каждый её участник, как правило, имеет определённые творческие наклонности и может их широко реализовывать. Кто-то поёт, кто-то читает или пишет стихи, кто-то занимается изготовлением плакатов и газет. Участники коллектива выступают в качестве режиссёров-постановщиков и артистов, музыкальных и печатных редакторов. Они всему учатся друг у друга, слушая и оценивая собственные пробы в творчестве.

Интересно прислушаться к разговору участников «Путёвки». Будто не осужденные собрались, а начинающие актёры, поэты, музыканты. Надо просто видеть, с каким интересом осужденные, словно мальчишки, возятся над подготовкой очередного мероприятия! Сцена школы – не дворец культуры, но возможности сцены используются максимально: к услугам артистов и новейшая аппаратура, и мультимедийный проектор. Организаторы ставили целью разыскать творческих, неравнодушных людей из числа осужденных, помочь им поверить в себя, найти силы изменить жизнь к лучшему. Педагоги не рассчитывали на большую активность, но результаты превзошли все ожидания. А главное то, что возрастает уверенность в людях, способных изменить жизненные установки, нравственные ориентиры в тех, от кого отвернулось общество, но кто может найти в себе силы переосмыслить свою жизнь от соприкосновения с прекрасным.

И ещё. Мы слишком мало знаем друг о друге, чтобы решать трудности человека при адаптации его к жизни в условиях исправительного учреждения. Да и нам ли это решать? Это дело многотрудное и на него требуется много душевных и физических сил, интеллектуальных и организаторских усилий, чтобы оказать реальную помощь нуждающимся.

Тема не вполне определённая, но образуется посыл: «Надо научиться любить человека, даже если он кажется лишённым души!» Как же научиться? Возможно, в попытке социализации таких людей, понимающих смысл собственных ошибок прошлого и получивших надежду на позитивное отношение к себе независимо от места нахождения.

Шишкин А.Ю.

 

Что мною движет, когда я участвую в творческой жизни школы? Сложный вопрос, сразу и не ответишь.

Своё первое выступление у нас в школе вспоминаю, как кошмарный сон. Нет, я не боялся выступать перед публикой – для меня это дело привычное. Но я «комплексовал», боялся, что в этом заведении буду выглядеть, как клоун, рассказывая какие-то стишки или пытаясь петь песни. Аудитория, перед которой предстояло выступить, далека от искусства и надменна, она не поймёт наших искренних порывов, нашего желания отвлечь их от серых, беспросветных будней и безнадёги, в которой они живут. Но отступать было поздно, я уже дал согласие, а нарушать данное слово – не в моих правилах. Я прекрасно понимал, что могу лишиться того уважения и авторитета, которые уже приобрёл среди осужденных, но изменить что-то было нельзя!

И тогда я попробовал смотреть на это по-другому: вся наша жизнь – один большой театр, «спектакль», а мы в ней – актёры. Так почему бы не воспринимать моё выступление на сцене, как генеральную репетицию жизненной роли. А если взять разведчиков! Они ведь тоже актёры, и от их игры зависит сама жизнь. Вот с такими мыслями прошло моё первое выступление. Я прекрасно видел, что большая часть нашей публики не понимает, для чего мы это делаем. Зато я смог доказать себе, что выступая на сцене в колонии, пусть даже в самых комичных ролях, можно иметь тот же авторитет и уважение окружающих. Самое главное – быть личностью!

Наш теперешний творческий коллектив уже сложился, стал дружнее и артистичнее. Теперь нам уже доставляет удовольствие готовить концерты, сценки, спектакли. Эта увлекательная работа поддерживает, позволяет хоть ненадолго вернуться в счастливое детство. Иногда кто-то подходит с тёплыми словами, с благодарностью, и это всегда очень приятно. Теперь я понимаю, что те, кто не воспринимают нас всерьёз, кто смеётся за спиной, в глаза так посмеяться не смогут – для этого тоже нужна определённая смелость!

Когда я, стоя на сцене, вижу благодарных зрителей, доброжелательные взгляды, то понимаю, что мы несём самое главное – «отдохновение души». Именно ради этих людей мы готовы стараться и совершенствоваться, ведь наши старания не напрасны.

Если человек тянется к искусству, к прекрасному и доброму, значит в душе его не всё зачерствело, есть что-то человеческое и далеко не всё потеряно! А значит, мы можем помочь этим людям раскрыть лучшую часть их души, возродиться для лучшей жизни. И ради этого стоит поработать!

Казаков О.П.

 

Наверно, мне повезло, что я попал в эту школу, что со мной работают опытные и чуткие педагоги, что у меня такой «классный» классный руководитель.

Когда мне впервые предложили поучаствовать в школьном мероприятии, то это было полнейшей неожиданностью, но я не отказался. Решил попробовать ради острых ощущений, ради какой –то новизны. Перед первым выступлением было огромное волнение – не передать словами! Однако, как мне кажется, получилось неплохо. Потом мне это даже стало нравиться!

Что я от этого получаю? Конечно, творческая деятельность отвлекает, помогает забыться, отвлечься от неприятностей и трудностей, а подобный душевный «отдых» - дефицит в нашей обстановке. Но, всё-таки, главное – это то, что я смог доказать самому себе, что могу находиться в центре внимания и при этом не смущаться. Конечно, вряд ли у меня что-то получилось, если бы рядом не было таких прекрасных учителей. Никогда не думал, что в местах лишения свободы с нами будут так заниматься, оказывать нам такое внимание и поддержку, готовность помочь и прийти на помощь, если нужно.

Наш творческий коллектив называется «Путёвка в жизнь», и это название взято не случайно. Путёвкой в жизнь является и образование, которое мы получаем, и навыки нормального общения – согласитесь, у многих в прошлой жизни не было ни того, ни другого. Путевка в жизнь – это и наше творчество, наши вечера и концерты – ведь многие не знают, как это должно выглядеть в нормальной, цивилизованной жизни. И все эти «путёвки» в благополучную жизнь дают нам учителя. Поэтому ещё раз хочу их от души поблагодарить и пожелать им здоровья, счастья и успехов во всём!

 

Подхваткин Д.И.